Срок исковой давности по незаконной перепланировке квартир
31.05.2017
Незаконная перепланировка

Незаконная перепланировка – распространённое явление. Собственники жилья спешат обновить и благоустроить свои квартиры, пренебрегая обязанностью узаконить перепланировку и получить необходимую разрешительную документацию. Чаще всего это связано, конечно же, с расходами на разработку проекта, на согласование в госорганах и др. Тем не менее, за незаконную перепланировку приходится отвечать перед законом, и, порой, расходы на штрафные выплаты превышают первоначальные затраты по узакониванию. Кроме того, штрафникам необходимо будет пройти все процедуры по согласованию уже произведённых строительных работ, и, в случае неполучения разрешения на перепланировку, в сжатые сроки привести квартиру в надлежащее состояние (в полное соответствие технической документации). В некоторых случаях последствия могут быть более серьёзными – собственник может вовсе лишиться своей квартиры, поскольку имущество злостных правонарушителей по решению суда может быть продано с торгов.

Какие сроки давности определяются по данному правонарушению? По мнению Верховного суда РФ незаконная перепланировка, как конкретное действие, не является длящимся правонарушением и признаётся завершённым правонарушением в момент окончания строительных работ. Поэтому для привлечения к административной ответственности владельца жилья, где когда-то была произведена незаконная перепланировка, прежде необходимо будет провести экспертизу и установить дату проведения строительных работ.

Однако, использование помещений с незаконной перепланировкой Верховный суд признаёт длящимся правонарушением согласно первой статьи (7.21) административного кодекса. Срок давности по таким правонарушениям определяется не с даты проведения строительных работ, а с момента выявления нарушения (Постановление Верховного суда РФ 11.02.09 №19 АД09-01).

Узаконивание перепланировки является необходимой процедурой не только из-за риска двойной оплаты по оформлению переустройства жилья (плюс штраф), но и потому, что без разрешительной документации согласно законодательству собственник квартиры не сможет провести сделку купли-продажи. Для продажи жилого объекта понадобится предъявить техпаспорт с соответствующими пометками БТИ. Кроме того, скрыть факт незаконной перепланировки довольно сложно, поскольку коммунальные службы регулярно осуществляют проверки на предмет соответствия всех технических и инженерных конструкций действующим нормам. Любое отклонение от данных, обозначенных в кадастровом паспорте, будут зафиксированы и переданы в БТИ как самовольная перепланировка, что повлечёт за собой неприятные последствия для собственника квартиры. К незаконной перепланировке относится не только удаление или деформация несущих конструкций, но и множество других действий (вынос радиаторов отопления на балконы, подогрев полов от общедомовых коммуникаций и др.), о которых владельцам жилья необходимо знать перед началом проведения строительных работ.